state
Изображения: Вкл Выкл Шрифты: A A A Стили: A A A A Вернуться к обычному виду
Вернуться к обычному виду

Реализация государственной молодежной политики в Удмуртской Республике

Историческая справка

С принятием в 1991 году Закона СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР», государственная молодёжная политика конституирована как область государственной деятельности. 16 мая 1991 года принимается постановление Верховного Совета Удмуртской АССР «О формировании государственной молодёжной политики УАССР». 20 сентября 1991 года создан Государственный комитет УАССР по молодёжной политике в структуре Правительства Удмуртской Республики. Развитие молодёжной политики в республике с 1991 года по настоящее время можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых характеризуется структурными преобразованиями, развитием инфраструктуры, различной степенью разработанности нормативной правовой базы. Все достижения 23-летнего периода стали возможны благодаря поддержке руководства республики, межведомственному взаимодействию.

I этап – 1991 -1996 годы – становление отрасли. Создан Госкомитет, формируются органы по делам молодёжи в структуре муниципальных органов власти городов и районов. С 1992 г. с целью оказания социальной, психологической, правовой помощи молодёжи начался процесс создания молодёжных социальных служб: «Телефон доверия» в гг. Ижевске, Сарапуле, Глазове, Можге, Каракулинском, Балезинском, Малопургинском районах; Центры консультирования подростков и молодёжи в г. Ижевске на базе: муниципального предприятия «Устиновская районная социальная служба молодёжи», республиканский центр учащейся молодёжи общественно-благотворительный центр «Воскрешение»; центр реабилитации незанятых подростков «Ювенес» в г. Глазове. С 1994 года создаётся сеть государственных учреждений Госкомитета.

30 декабря 1996 года принята республиканская программа «Молодёжь Удмуртии», состоящая из 3-х подпрограмм: организация занятости и досуговой деятельности молодёжи; развитие социальных служб помощи молодёжи; государственная поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений. Этот период стал одним из важных в развитии государственной молодёжной политики: были заложены основы работы с молодёжью, создана инфраструктура отрасли, определены основные направления работы.

II этап – 1997 – 2000 годы – развитие отрасли. 22 октября 1997 года Государственным Советом Удмуртской Республики принят главный нормативный документ – Закон Удмуртской Республики «О государственной молодёжной политике в Удмуртской Республике». В 1998 году в рамках действующей республиканской целевой программы «Молодёжь Удмуртии» уточнены и дополнены приоритетные направления государственной молодёжной политики, в соответствии с которыми дополнительно разработано шесть республиканских подпрограмм: «Поддержка молодой семьи», «Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи», «Международное молодёжное сотрудничество», «Информационное обеспечение молодёжи», «Организация деятельности и поддержка детских и подростковых клубов (центров) по месту жительства», «Повышение профессиональной квалификации и подготовка кадров по работе с молодёжью», а также программа по занятости и летнему отдыху детей и подростков.

Реализация государственной молодёжной политики приобретает системный характер и обеспечивается посредством следующих механизмов:

- нормативное правовое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- организационно-кадровое обеспечение.

III этап – с 2001 года – современный этап. Характеризуется продолжением реализации государственной молодёжной политики на основе программного метода в соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики, программами: «Молодёжь Удмуртии», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории УР», «Дети Удмуртии», демографического развития в УР, «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в Удмуртской Республике», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в УР», «Обеспечение правопорядка и общественной безопасности».

В 2005 году вносятся изменения в Закон Удмуртской Республики «О государственной молодёжной политике в Удмуртской Республике». Закрепляются новые понятия, новые актуальные направления молодёжной политики, дополняются полномочия государственных органов сферы государственной молодёжной политики и ряд других основополагающих моментов.

В этот период усиливается внимание к решению проблем молодёжи со стороны органов власти всех уровней, качественно улучшается финансирование. В 2009 году Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодёжи преобразован в Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики.

Численность молодёжи в Удмуртской Республике в целом имеет нестабильный характер в силу различных причин, среди которых и демографический кризис 90-х годов. Это достаточно разнородная возрастная группа от 14 до 30 лет, имеющая различные условия жизнедеятельности. Вместе с тем, анализ результатов социологических исследований, ежегодно проводимых Министерством по делам молодёжи Удмуртской Республики, свидетельствует о достаточно устойчивом рейтинге жизненных ценностей молодёжи республики. Первые позиции традиционно распределяются следующим образом:

1. Материальное благополучие
2. Семейные ценности
3. Образование
4. Здоровье.

Годы

1993

1998

2002

2008

2014

Количество молодежи

350 207

384 530

410 361

422 205

329 433

% от общего населения УР

21,4%

23,6%

25,4%

27,5%

22,0%


Общая характеристика современного состояния

Структура отрасли государственной молодёжной политики в настоящий момент включает:

- 30 органов по делам молодёжи в структуре органов местного самоуправления, в т.ч. 12 отделов, 11 секторов, 4 совмещённых отдела, 1 управление, 2 специалиста в составе Администраций;

- 38 учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью;

- 8 государственных учреждений, в том числе 3 автономных («Молодёжный, детский, студенческий туризм», «Молодёжный лагерь «Ёлочка», «Центр экономического образования молодёжи и предпринимательства»).

Ежегодно между министерством и администрациями муниципальных образований республики заключаются соглашения о взаимодействии в сфере молодежной политики. С целью выявления инновационных методов, определения эффективных форм и технологий работы с молодёжью проводится республиканский конкурс по реализации молодёжной политики в муниципальных образованиях. В городах и районах осуществляют свою деятельность 38 муниципальных учреждений, подведомственных органам по делам молодёжи: 27 - бюджетных, 11 - казённых; 56 клубов по месту жительства. Учреждения регулярно посещают более 32 000 человек. Контингент воспитанников учреждений составляют дети и подростки в возрасте от 7 до 18 лет, молодежь в возрасте от 18 до 35 лет: молодые семьи (в возрасте до 35 лет), студенты вузов, ссузов, работающая, сельская молодежь. Изменился социальный состав семей, дети которых посещают клубы. Больше детей приходят из неполных, опекунских, малообеспеченных семей. Это объясняется тем, что кружки и секции в учреждениях по месту жительства бесплатные. Большое внимание специалисты учреждений уделяют свободно-посещающей молодежи, для которых учреждение по месту жительства является альтернативой пребыванию на улице.

Ежегодно с 2002 г. министерством проводится республиканский конкурс среди учреждений отрасли на присвоение статуса республиканской опорно-экспериментальной площадки на базе учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, что позволяет поддержать наиболее активно развивающиеся учреждения. С 2010 по 2012 год материально-техническая база учреждений государственной молодёжной политики получила дополнительную помощь за счёт средств Благотворительного фонда «Родниковый край», были выделены финансовые средства в сумме 3 млн. рублей.

Молодёжные общественные объединения выступают партнёрами органов государственной власти в решении общественно-политических, социально значимых задач. Поэтому развитию молодёжного и детского движения уделяется особое внимание. С 1996 года формируется Реестр республиканских детских и молодёжных общественных объединений (МДОО), которым оказывается государственная поддержка: методическая, финансовая, организационная, информационная. Ежегодно увеличивается количество организаций, включенных в реестр. Увеличивается и численность членов организаций.

Приоритетные направления деятельности